Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
История отечественного школьного математического образования

Адресат дисциплины –  студенты бакалавриата и магистратуры отделения математики факультета МИиФ ЮФУ.
Статус дисциплины: обязательная, входящая в региональный компонент.
Форма отчетности: зачет в 10 семестре (ОЗО); экзамен в 3 семестре (магистры)
Предмет курса – история математического образования в России.
Цель дисциплины – обеспечить компетентность будущих учителей математики старшей и профильной общеобразовательной школы, преподавателей средней и высшей профессиональной школы в области истории математического образования в России, которая входит в сферу их профессиональных интересов.
Задачи дисциплины:
- раскрыть значение математического образования в истории Российского государства на различных этапах его развития;
- помочь студентам овладеть системой знаний об основных этапах истории отечественного математического образования, темпах его развития на каждом из них;
- оказывать влияние на формирование у студентов математической, педагогической и методической культуры;
- способствовать культурной, профессиональной и гражданской самоидентификации личности студента;
- формировать у студентов адекватную систему ценностных ориентиров, прежде всего систему общенациональных ценностей, к которым, безусловно, относится отечественное математическое образование;
- воспитывать у студентов гордость за достижения своего отечества, чувство межнациональной толерантности;
- развивать историческую память учителя математики, образно-ассоциативный компонент его мышления;
- раскрыть роль в развитии математического образования в России выдающихся математиков и деятелей математического образования.

Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип соответствия содержания цели и задачам дисциплины. Кроме того, курс строится на хронологическом принципе, принципах систематичности и последовательности изложения материала об истории математического образования в России.
 В силу того, что дисциплина  «История отечественного школьного математического образования» носит в основном теоретический характер, основной формой изложения материала являются лекции и семинарские занятия.
 

Содержательная основа курса: В качестве источника текстов используются книги автора курса ИОШМО - д.п.н., проф. Т.С. Поляковой
- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. - 288 с.

- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.II. Век девятнадцатый. Первая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. - 208 с.

- Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн.II. Век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2005. - 203 с.

- Полякова Т.С. История математического образования в России. - М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 624 с.

Методическая основа курса:

Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики: Методический аппарат. - Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. - 64 с.

 

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

  1. Кирик Новгородец - первый русский математик.
  2. Рукописный учебник геометрии Ивана Елизарьева.
  3. Л.Ф. Магницкий и его "Арифметика".
  4. Леонард Эйлер: жизнь, творчество, служение России.
  5. Учебно-литературная и педагогическая деятельность Николая Гавриловича Курганова.
  6. Академическая, популяризаторская и педагогическая деятельность Семена Кирилловича Котельникова.
  7. Организаторская, просветительская и педагогическая деятельность Степана Яковлевича Румовского.
  8. Михаил Евсеевич Головин - первый русский методист-математик.
  9. Воплощение методических идей Л.Эйлера Николаем Ивановичем Фуссом.
  10. Дмитрий Сергеевич Аничков.
  11. Семен Емельянович Гурьев.
  12. Федор Иванович Буссе.
  13. Петр Семенович Гурьев.
  14. Тимофей Федорович Осиповский.
  15. Дмитрий Матвеевич Перевощиков.
  16. Франц Иванович Симашко.
  17. Август Юльевич Давидов.
  18. Александр Федорович Малинин.
  19. Николай Иванович Лобачевский как педагог-математик.
  20. Михаил Васильевич Остроградский как педагог-математик.
  21. П.Л. Чебышев как педагог-математик.
  22. Алексей Николаевич Острогорский.
  23. Александр Николаевич Страннолюбский.
  24. Николай Александрович Шапошников.
  25. Семен Ильич Шохор-Троцкий.
  26. Андрей Петрович Киселев.
  27. Дмитрий Дмитриевич Мордухай-Болтовской.
  28. Константин Феофанович Лебединцев.
  29. Яков Исидорович Перельман.
  30. Андрей Николаевич Колмогоров как педагог-математик.
  31. П.М.Эрдниев как педагог-математик.
  32. С.М. Никольский как педагог-математик.

Работа с первоисточниками

  1. О числах ломаных или с долями (Л.Ф. Магницкий «Арифметика», М., 1703).
  2. Введение. О геометрии вообще. О генеральном способе измерения площадей. (Н.Курганов. Генеральная геометрия, 1765).
  3. Евклидовых начал книга первая (Ф.Петрушевский, СПб., 1819).
  4. Квадратные уравнения (Малинин А., Буренин К. «Руководство алгебры и собрание алгебраических задач», М., 1884).
  5. Основные методические принципы обучения арифметике (Шохор-Троцкий С.И. «Опыт методики арифметики для преподавателей математики в средних учебных заведениях», М., 1888).
  6. Методика целесообразных задач (Шохор-Троцкий С.И. «Учебник методики арифметики для учебных заведений, в которых преподается этот предмет», СПб., 1896).
  7. Предварительные замечания. Поверхности круглых тел. (Шохор-Троцкий С.И. «Геометрия на задачах», М., 1908).
  8. Об указаниях, получаемых преподаванием математики от её истории (В.В. Бобынин, 1913).
  9. Психология математического мышления (Д. Мордухай-Болтовской).
  10. О первом Всероссийском съезде преподавателей математики (Д. Мордухай-Болтовской).
  11. Разложение выражений на простые множители (Шапошников Н.А., Вальцев Н.К. «Сборник алгебраических задач» Ч.1. М., 1914).
  12. Как вести преподавание. (М. Симон, 1922).
  13. О воспитательном эффекте уроков математики (А. Хинчин).
  14. О математических способностях (А.Н. Колмогоров).
  15. Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР (Ален Даллес).
  16. Нужна ли в школе математика? (В.И. Арнольд).
  17. Судьба школьной математики (С.Н. Никольский, 2004).
  18. Традиции и новации в содержании и методах обучения математике (Колягин Ю., 2004).
  19. Гуманитарная математика (Розов Н. Х., 2004).
  20. Профильное обучение геометрии: традиции и современность (Смирнова И., Смирнов В., 2004).

Программа зачета

  1. Характеристика основных этапов истории школьного математического образования.
  2. Современное состояние школьного математического образования и перспективы его развития.
  3. Характеристика математического образования периода Киевской Руси.
  4. Татаро-монгольский период и математическое образование на Руси.
  5. Сведения о математике и математическом образовании на Руси в XV-XVI в.
  6. Первые высшие учебные заведения России XVII в. и проблемы математического образования.
  7. Охарактеризуйте роль Петра I в развитии отечественного математического образования.
  8. Охарактеризуйте деятельность математико-навигацкой школы, и её роль в развитии отечественного математического образования.
  9. Математическое образование в цифирных, гарнизонных и профессиональных школах эпохи Петра I.
  10. С.-Петербургская Академия наук, математическое образование в академической образовательной системе.
  11. Леонард Эйлер, педагогическая деятельность в гимназии и университете при Академии наук.
  12. Математическое образование в профессиональной образовательной системе.
  13. Математическое образование в Московской университетской образовательной системе.
  14. Математическое образование в системе народных училищ.
  15. Общая характеристика развития математического образования в России в XVIII в.
  16. Общая характеристика развития математического образования в первой половине XIX в.
  17. Характеристика развития патерналистских традиций математического образования в XIX в.
  18. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. и отечественное математическое образование.
  19. Роль в истории математического образования программы по математике 1872 г.
  20. Развитие патерналистских традиций математического образования П.Л. Чебышевым.
  21. Характеристика методико-математической периодики XIX в.
  22. Характеристика международной классической системы школьного математического образования.
  23. Особенности движения за реформу классической системы школьного математического образования в России.
  24. Роль Всероссийских съездов преподавателей математики (1911-1914) в движении за реформу классической системы школьного математического образования.
  25. Общие итоги развития математического образования в эпоху Российской империи.
  26. Характеристика советской эпохи развития отечественного школьного математического образования.
  27. Международное движение за реформу школьного математического образования на теоретико-множественной основе в середине ХХ в.
  28. Отечественная реформа советской модели классической системы школьного математического образования и её результаты (70-е годы ХХ в.).
  29. Постреформенный востановительный период отечественного математического образования (1980-1990 гг).
  30. "Демократическая" реформа школы и её результаты (90-е годы ХХ в.).
  31. Современный период школьного математического образования и его перспективы.