Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
Семинарское занятие 4. Методическая школа Леонарда Эйлера

Цель: Проанализировать роль в истории России такого уникального явления отечественного математического образования как методическая школа Эйлера; формировать историческую память будущих учителей математики, пробуждая чувства национального самосознания, гордости за достижения выдающихся деятелей математического образования в интеллектуальной истории России.

План

  1. Методическая школа Леонарда Эйлера как уникальное явление отечественной интеллектуальной истории и фундаментальный фактор развития математического образования XVIII в.
  2. Леонард Эйлер: жизнь, творчество, служение России (реферат).
  3. Учебно-литературная и педагогическая деятельность Николая Гавриловича Курганова (реферат).
  4. Академическая, популяризаторская и педагогическая деятельность Семена Кирилловича Котельникова (реферат).
  5. Организаторская, просветительская и педагогическая деятельность Степана Яковлевича Румовского (реферат).
  6. Михаил Евсеевич Головин - первый русский методист-математик (реферат).
  7. Воплощение методических идей Л. Эйлера Николаем Ивановичем Фуссом (реферат).

Задания студентам

Общее:
1. Подготовить ответ на вопрос 1 плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля.
Индивидуальные:
2. Подготовить и защитить рефераты на темы, сформулированные в вопросах 2-7 плана занятия.


Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте образовательную ситуацию в России во второй четверти XVIII в.
  2. Какова роль идеи Петра I о придании С.-Петербургской Академии наук не только исследовательских, но и учебных функций в развитии образования в России?
  3. Сравните роли Петра I и Л. Эйлера в истории математического образования в России?
  4. Каким образом действовал механизм патронажа математики как науки над математическим образованием во времена Л. Эйлера?
  5. Охарактеризуйте основные признаки научной школы как интеллектуального явления.
  6. Приведите примеры научных школ из историии математики. Назовите известные вам математические научные школы России.
  7. Обоснуйте тезис о существовании в XVIII в. методической школы Л. Эйлера.
  8. Назовите персоналии, которых можно отнести к этой школе?
  9. Обоснуйте тот факт, что методическая школа Л. Эйлера стала фундаментальным фактором, во многом обеспечившим эффективное развитие математического образования.
  10. Какие содержательные идеи генерировала и воплощала в жизнь методическая школа Л. Эйлера?
  11. Какие дидактические принципы реализовывались в учебниках, созданных Эйлером и его учениками и последователями?
  12. Какова их роль в создании отечественной математической терминологии?
  13. Охарактеризуйте методическую школу Л. Эйлера как элитарное интеллектуальное сообщество.
  14. Оцените сферы деятельности, в которых реализован мощный организаторский и интеллектуальный потенциал представителей методической школы Л. Эйлера.
  15. Дайте общую характеристику его математического трактата "Учение им же ведати человека числа всех лет".

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

К 300-летию Эйлера
(сюжет из новостной программы)

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Лысенко В.И. Николай Иванович Фусс 1755-1826. - М.: Наука, 1975.

В книге освещена жизнь, научная и педагогическая деятельность Николая Ивановича Фусса (1755 - 1826) - действительного члена Петербургской академии наук, её непременного секретаря, сотрудника и ближайшего помощника знаменитого Леонарда Эйлера. Автором использованы материалы Архива АН СССР и редкие печатные источники; дан обзор трудов Н.И. Фусса по математике, механике, астрономии, приведена обширная библиография.


Денисов А.П. Н.Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века. -Л.: Лениздат, 1961.

В книге автор ставил своей целью рассказать о Курганове как о выдающемся деятеле русской науки XVIII века и о его вкладе в становление отечественного математического образования.