Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
История математики
Информация о дисциплине

Адресат дисциплины – студенты 4 курса отделения математики факультета МИиФ ЮФУ.
Статус дисциплины: обязательная, входящая в региональный компонент.
Форма отчетности: экзамен в 7 семестре.
Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний в области истории математики.
Задачи дисциплины:
- воссоздать богатство фактического содержания в эволюции математики, освещая процесс возникновения ее методов, понятий и идей, проследить, как исторически зарождались наиболее важные теории. При этом ознакомиться с особенностями развития математики у разных народов в определенные исторические периоды, оценить вклад, внесенный в эту науку великими учеными прошлого;
- выяснить многообразие связи математики с практическими потребностями и деятельностью людей, развитием других наук, продемонстрировать влияние общественной и экономической жизни общества на содержание математики и характер ее развития;
- раскрыть историческую обусловленность логической структуры современной математики, диалектику развития этой науки, правильно понять соотношение ее частей, взаимосвязи между ними.

Каждому будущему учителю математики очень важно проследить медленный и сложный процесс от зарождения математики до ее современного состояния. Систематическое изучение истории математики способствует выработке важного профессионального качества будущего учителя - умения творчески построить учебный процесс в школе.

Характеристика самостоятельной работы студента

Основным оценочным средством текущего контроля успеваемости студента является портфолио. В нем представлены результаты практической деятельности студента по овладению содержанием курса и формированию основных профессиональных и историко-математических компетенции.

В структуру портфолио входят:

  • конспекты лекций;
  • письменные кратковременные контрольные работы, их результаты и самоанализ студента успешности их написания с ликвидацией пробелов в знаниях;
  • распечатки с результатами прохождения компьютерного тестирования по модулям и итогового теста;
  • результаты работы с первоисточниками историко-математических текстов;
  • реферат и литобзор литературы по его тематике;
  • материалы докладов по вопросам, обсуждаемым на семинарских занятиях;
  • разработки уроков математики и внеклассных занятий по математике на основе историко-математического материала или с использованием историко-генетического метода;
  • анализ просмотренного видео по истории математики с разметкой;
  • результаты деятельности в коллективном творческом проекте по истории математики;
  • другие результаты практической деятельности (макет историко-математической газеты, макеты постеров о деятельности выдающихся математиков, компьютерные презентации к семинарским занятиям).

По окончании каждого модуля проводится мониторинг портфолио студентов, результаты которого учитываются в индивидуальной рейтинговой оценке успешности его деятельности по овладению курсом "История математики".

К курсу истории математики разработана система самостоятельной работы и оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

К ним относятся:

  • серия компьютерных тестов из 580 вопросов-заданий;
  • цикл кратковременных (5-минутных) контрольных работ для бланочного тестирования, состоящий из 8 контрольных работ;
  • тематика рефератов;
  • задания для работы с первоисточниками;
  • тематика докладов для обсуждения на семинарах;
  • тематика уроков математики и внеклассных занятий для разработки их конспектов или фрагментов с использованием историко-математического материала;
  • программа экзамена.

Тематика исследовательского коллективного творческого историко-математического проекта формируется в результате совместного обсуждения студентов в первые две недели изучения курса.