Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
Семинар 5. Содержание гимназического математического образования первой половины XIX в.
Цель: Проанализировать особенности программ по математике для гимназий второй половины XIX в., охарактеризовать содержание учебных руководств по математике для гимназического курса, формировать историческую память будущих учителей математики, пробуждая чувства национального самосознания, гордости за достижения выдающихся деятелей математического образования.

План

  1. Проблема единых программ по математике для гимназий в первой половине XIХ в.
  2. Гимназические учебники математики первой трети XIХ в. "Курс математики" Т.Ф. Осиповского, "Начальные основания чистой математики" Н.И. Фусса.
  3. Комплект учебных пособий по математике для школ ведомства народного просвещения Ф.И. Буссе, учебные математические руководства В.Я. Буняковского.
  4. Федор Иванович Буссе (реферат).
  5. Франц Иванович Симашко (реферат).
  6. Руководства для гимназического курса математики 60-80-х гг. XIХ в.
  7. Александр Федорович Малинин (реферат).

Задания студентам

Общее:
1. Подготовить ответы на вопросы 1, 2, 3, 6 плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля.
Индивидуальные:
2. Подготовить и защитить рефераты на темы, сформулированные в вопросах 4, 5, 7 плана занятия.

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте проблему учебных планов и программ по математике в соответствии с уставом гимназий 1804 г.
  2. Каково содержание гимназического курса математики этого периода?
  3. Охарактеризуйте распределение учебного материала по классам
  4. Проанализируйте содержание курса математики в соответствии с первыми едиными программами по математике 1832 г.
  5. Охарактеризуйте влияние реформ гимназического образования середины 30-х гг., проведенных С.С. Уваровым, на среднее математическое образование.
  6. Какова роль циркуляра "Об ограничении в гимназиях преподавания математики" (1845) в развитии математического образования?
  7. Охарактеризуйте программу по математике для гимназий 1852 г.
  8. Какие внутриматематические и межпредметные связи явно намечены в программе 1852 г.?
  9. Какие учебные руководства по математике рекомендовались в гимназиях в начале XIX в.?
  10. Дайте характеристику "Курса математики" Т.Ф. Осиповского.
  11. Раскройте влияние "Начальных оснований чистой математики" Н.И. Фусса на постановку преподавания математики в гимназиях в первой трети XIX в.
  12. Каковы методические идеи, заложенные в учебники математики Ф.И. Буссе?
  13. Охарактеризуйте комплект учебных пособий по арифметике Буссе.
  14. Как реализуется в комплекте учебных руководств Буссе метод взаимного обучения?
  15. Охарактеризуйте "Руководство начальной геометрии" Буссе.
  16. Раскройте роль Буссе в создании программы по математике.
  17. Какие учебные руководства по элементарной алгебре создал В.Я. Буняковский?
  18. Дайте общую характеристику "Арифметики" Буняковского.
  19. Каковы методические идеи, воплощенные Буняковским в "Арифметике"?
  20. Какие учебные руководства по элементарной математике принадлежат А.Ю. Давидову?
  21. Дайте общую характеристику "Элементарной геометрии в объеме гимназического курса" Давидова.
  22. Какова оценка её педагогической общественностью?
  23. Охарактеризуйте достоинства "Начальной алгебры" Давидова.
  24. Каковы методические взгляды В.А. Евтушевского?
  25. Охарактеризуйте "Сборник арифметических задач" Евтушевского.
  26. Дайте характеристику "Методики арифметики" Евтушевского.
  27. Какова оценка педагогической общественностью "Методики арифметики" Евтушевского?
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Судьба математики и математического образования в России

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Прудников В.Е. Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков. -М.: Учпедгиз, 1956.

В книге даются биографические очерки о наиболее видных двадцати восьми русских педагогах-математиках XVIII и XIX веков. Каждому из них посвящается отдельная глава, в которой особенное внимание уделяется анализу педагогических взглядов и деятельности, а также характеристике личности педагога-математика.