План
1.Древнерусская нумерация.
1.1. Хронология, история создания, общая характеристика древнерусской системы счисления.
1.2. Обозначение цифр и запись чисел в древнерусской системе счисления.
1.3. "Малое" и "великое" число, границы счета, выполнение действий.
1.4. Эффективность древнерусской системы счисления.
1.5. Возможности использования древнерусской системы счисления на внеклассных занятиях по математике
2. Кирик Новгородец - первый русский математик (реферат).
Задания студентам
Общее:
1. Подготовить ответы на вопросы 1.1.-1.4. плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля 1-11.
Индивидуальные:
2. К вопросу 1.5. плана занятия: выполнить домашнюю самостоятельную работу (к следующему семинару) - разработать развернутый конспект внеклассного занятия на тему "Древнерусская нумерация" (класс, цели, форма проведения, методы и средства обучения, план, содержание).
3. К вопросу 2 плана занятия: подготовить и защитить реферат на тему "Кирик Новгородец - первый русский математик".
Вопросы для самоконтроля
- Каковы временные рамки функционирования древнерусской системы счисления (ДСС)?
- Какая система счисления является прообразом ДСС?
- Дайте общую характеристику ДСС.
- Сколько цифр в ДСС, каковы закономерности их обозначения, где они нарушаются?
- Как записываются числа от 1 до 999?
- Какие обозначения используются для тысяч, десятков тысяч, и т.д.?
- Запишите многозначное число в ДСС. Прочтите выполненную запись.
- В чем состоит неоднозначность ДСС?
- Как решается проблема выполнения действий в ДСС?
- Каковы границы счета в ДСС?
- Сравните эффективность ДСС с современной индо-арабской десятичной и римской системами счисления.
- Каковы возможности использования сведений о ДСС в школьном обучении математике?
- Какие биографические сведения сохранились о первом русском математике Кирике Новгородце?
- Какие литературные произведения приписывают Кирику?
- Дайте общую характеристику его математического трактата "Учение им же ведати человека числа всех лет".
- Охарактеризуйте источники.
- Раскройте содержание трех составных частей трактата.
- Обоснуйте самобытность "Учения ..."
- Каковы гипотезы о предназначении трактата Кирика Новгородца?