Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
Семинар 7. Комплект учебников математики российской модели классической системы школьного математического образования
Цель: Проанализировать особенности гимназической программы по математике 1890 г., соответствующий ей коиплект учебных руководств, разработанных в контексте российской модели классической системы школьного математического образования, а также программы для реальных училищ 1906 г., реализующей некоторые идеи движения за её реформу; воспитывать гражданские качества студентов на примере педагогической деятельности А.П. Киселева.

План

  1. Международная классическая система школьного математического образования, её российская модель.
  2. Программа по математике 1890 г. как завершающий этап становления программ гимназического преподавания математики.
  3. Учебники арифметики А.Ф. Малинина, К.П. Буренина и А.П. Киселева, другие руководства по арифметике и приближенным вычислениям.
  4. Учебные пособия по алгебре Киселева А.П., Шапошникова Н.А. и Вальцова Н.К. Отражение функциональных идей в учебниках алгебры.
  5. Учебник геометрии А.П. Киселева, задачник Н.А. Рыбкина. Влияние новых идей на учебные пособия по геометрии.
  6. Учебные пособия по тригонометрии Н.А. Рыбкина.
  7. Андрей Петрович Киселев (реферат).
  8. Введение в 1906 г. элементов высшей математики в программу реальных училищ.

Задания студентам

Общее:
1. Подготовить ответы на вопросы 1-6, 8 плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля.
Индивидуальные:
2. Подготовить и защитить реферат на тему, сформулированную в вопросе 7 плана занятия.

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда сложилась международная классическая система школьного математического образования?
  2. Каковы её основные отличительные черты?
  3. Охарактеризуйте поразительный динамизм отечественного школьного математического образования.
  4. Кардинальны ли изменения в содержании гимназического математического образования в соответствии с программой 1890 г.?
  5. Дайте характеристику объяснительной записки к ней.
  6. Охарактеризуйте изменения, внесенные в курс арифметики в соответствии с программой 1890 г.
  7. Охарактеризуйте изменения, внесенные в курс алгебры в соответствии с программой 1890 г.
  8. Охарактеризуйте изменения, внесенные в курс геометрии в соответствии с программой 1890 г.
  9. Охарактеризуйте изменения, внесенные в курс тригонометрии в соответствии с программой 1890 г.
  10. Оцените прогресс в содержании и объеме математического образования к концу XIX в.
  11. Наблюдался ли такой прогресс в развитии воспитательной линии?
  12. Охарактеризуйте общепризнанный комплект учебников арифметики для гимназий.
  13. Охарактеризуйте общепризнанный комплект учебников алгебры для гимназий.
  14. В каких учебниках алгебры и как именно отражены функциональные идеи?
  15. Охарактеризуйте общепризнанный комплект учебников геометрии для гимназий.
  16. В каких учебниках геометрии отражены идеи геометрических преобразований?
  17. Какие еще современные идеи проникли в гимназический курс геометрии?
  18. Охарактеризуйте общепризнанный комплект учебников тригонометрии для гимназий.
  19. Назовите учебники тригонометрии, построенные на функциональной и других современных идеях?
  20. Какие вопросы аналитической геометрии введены в программу реальных училищ в 1906 г.?
  21. Охарактеризуйте учебники математики, созданные в связи с введением новых программ для реальных училищ.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Главное дело академика Лаврентьева

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Авдеев Ф.С., Авдеева Т.К. Андрей Петрович Киселев. - Орел: Изд-во ОГТК, 2002.

Книга посвящена жизни, научному творчеству и педагогической деятельности "законодателя школьной математики" А.П. Киселева. Она содержит уникальные архивные материалы, документы, воспоминания современников, родных, автографы, портреты ученых, преподавателей, с которыми работал А.П. Киселев и мн.др.


Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль. - М.: Просвещение, 2001.

В книге взаимосвязь развития отечественной педагогики и методики математики с развитием математики-науки и отечественной культуры прослеживается через персоналии людей, чей вклад в науку, просвещение и культуру составил славу нашего Отечества.