План
- Развитие патерналистских традиций отечественного математического образования в XIХ в.
- Жизнь и деятельность Н.И. Лобачевского.
- Николай Иванович Лобачевский как педагог-математик (реферат).
- Жизнь и деятельность М.В. Остроградского.
- Михаил Васильевич Остроградский как педагог-математик (реферат).
- Жизнь и деятельность П.Л. Чебышева.
- Пафнутий Львович Чебышев как педагог-математик (реферат).
Задания студентам
Общее:
1. Самостоятельно подобрать литературу и подготовить ответы на вопросы 1, 2, 4, 6 плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля.
Индивидуальные:
2. Подготовить и защитить рефераты на темы, сформулированные в вопросах 3, 5, 7 плана занятия.
Вопросы для самоконтроля
- Кто и когда заложил патерналистские традиции математического образования в России?
- Каким образом развивались традиции патронажа государства над образованием, в том числе математическим, в XIX в.?
- Каковы традиционные формы патронажа математики как науки над математическим образованием в России?
- Охарактеризуйте условия, которые способствовали развитию патерналистских традиций в XIX.
- Приведите краткие биографические сведения о Н.И. Лобачевском.
- Кратко охарактеризуйте научные достижения Н.И. Лобачевского.
- Охарактеризуйте административную деятельность Лобачевского в качестве декана физико-математического факультета и ректора Казанского университета.
- Лобачевский как преподаватель математики. "Обозрение преподавания чистой математики".
- Охарактеризуйте руководство Лобачевским работой Казанского учебного округа. "Наставления учителям математики в гимназиях", "Краткое руководство к улучшению преподавания в гимназиях", учебник элементарной геометрии Лобачевского.
- Каковы взгляды Лобачевского на воспитание? Охарактеризуйте его работу "О предметах воспитания общественного".
- Приведите краткие биографические сведения о М.В. Остроградском.
- Кратко охарактеризуйте научные достижения Остроградского.
- Охарактеризуйте педагогическую деятельность Остроградского в столичных учебных заведениях.
- Какие пособия для школьного математического образования им созданы? Дайте краткую их характеристику.
- В чем проявилось патронирование Остроградским проблем среднего математического образования?
- Приведите краткие биографические сведения о П.Л. Чебышеве.
- Кратко охарактеризуйте научные достижения Чебышева.
- Дайте анализ деятельности Чебышева в качестве члена Ученого комитета Министерства народного просвещения по математическим наукам.
- Охарактеризуйте участие Чебышева в разработке программ по математике для гимназий.
- Оцените влияние П.Л. Чебышева на уровень учебных пособий по математике в 60-70-х гг. XIX в.
- Раскройте роль конкурса на составление учебных руководств по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии, объявленного Министерством народного просвещения в 1865 г.
- Охарактеризуйте каталог учебных математических руководств, составленных по докладу Чебышева.