Общее: 1. Подготовить ответы на вопросы 1, 2 плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля.
Индивидуальные:
2. Подготовить и защитить реферат на тему "Леонтий Филиппович Магницкий".
3. Выполнить домашнюю контрольную работу (к следующему семинару): разработать занятие математического кружка на тему "Математико-навигацкая школа и "Арифметика" Л.Ф. Магницкого" (класс, цель, форма проведения, методы, средства, план, содержание).
Вопросы для самоконтроля
- Опишите историю создания "Арифметики" Л.Ф. Магницкого и оцените её значение в истории отечественного математического образования.
- Обоснуйте необычайную популярность книги, её полифункциональность и полуэнциклопедичность.
- Как характеризует автор значение математики? Какое дает ей определение?
- Какие системы счисления и терминологию использует Магницкий? Как интерпретируются числа вида 10^n (n>6), бесконечность числового ряда и число 0?
- Каковы объем и структура книги?
- Охарактеризуйте математическое содержание "Арифметики-политики".
- Как изучаются действия: понятия, свойства, правила? Употреблялись ли знаки действий?
- Опишите содержание и охарактеризуйте значение раздела об именованных числах.
- Как изучались дроби: виды, понятия, действия?
- Как рассматривались тройное правило и правило ложного положения?
- Какие вопросы алгебры помещены в "Арифметику-политику" и почему?
- Каково содержание предисловия "Арифметики-логистики", её основное содержание?
- Какие обозначения степени использует автор? Как изучаются действия с одночленами и многочленами?
- Какие геометрические и тригонометрические сведения включены в "Арифметику-логистику"?
- Каково содержание раздела об уравнениях?
- Оцените логическую составляющую учебника: наличие и качество определений и доказательств, обоснованность правил, вид формул.
- Какова форма и условная методическая схема изложения материала?
- Оцените систему задач и упражнений "Арифметики" Магницкого, роль и характер прикладных, геометрических задач и задач занимательного характера.
- Каков гуманитарный потенциал книги, в частности, её эстетические особенности и символическая атрибутика?
- Почему необходим был учебник геометрии? Какие учебники геометрии были написаны в петровскую эпоху?
- Охарактеризуйте роль Петра I и Я.В. Брюса в их создании.
- Каково значение "Приемов циркуля и линейки"? Обоснуйте её успех.
- Охарактеризуйте понятия, аксиомы и постулаты "Приемов ...".
- Опишите основное содержание "Приемов ...".
- Каково назначение "Геометрии практики с фигурами"?
- Охарактеризуйте содержание четырех основных разделов книги.