Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
Семинарское занятие 3. Учебные математические книги петровской эпохи
Цель: Охарактеризовать значение и содержание первого в истории отечественного математического образования печатного учебника арифметики; пробудить чувства гордости за выдающихся его деятелей, благодарности за их подвижничество.


План

  1. "Арифметика" Л.Ф. Магницкого.
      1.1. История создания, значение и общая характеристика книги.
      1.2. Содержание "Арифметики-политики".
      1.3. Содержание "Арифметики-логистики".
      1.4. Методические особенности книги.
  2. Первые учебники геометрии и тригонометрии.
  3. Леонтий Филиппович Магницкий (реферат).

Задания студентам
Общее:

1. Подготовить ответы на вопросы 1, 2 плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля.
Индивидуальные:
2. Подготовить и защитить реферат на тему "Леонтий Филиппович Магницкий".
3. Выполнить домашнюю контрольную работу (к следующему семинару): разработать занятие математического кружка на тему "Математико-навигацкая школа и "Арифметика" Л.Ф. Магницкого" (класс, цель, форма проведения, методы, средства, план, содержание).


Вопросы для самоконтроля

  1. Опишите историю создания "Арифметики" Л.Ф. Магницкого и оцените её значение в истории отечественного математического образования.
  2. Обоснуйте необычайную популярность книги, её полифункциональность и полуэнциклопедичность.
  3. Как характеризует автор значение математики? Какое дает ей определение?
  4. Какие системы счисления и терминологию использует Магницкий? Как интерпретируются числа вида 10^n (n>6), бесконечность числового ряда и число 0?
  5. Каковы объем и структура книги?
  6. Охарактеризуйте математическое содержание "Арифметики-политики".
  7. Как изучаются действия: понятия, свойства, правила? Употреблялись ли знаки действий?
  8. Опишите содержание и охарактеризуйте значение раздела об именованных числах.
  9. Как изучались дроби: виды, понятия, действия?
  10. Как рассматривались тройное правило и правило ложного положения?
  11. Какие вопросы алгебры помещены в "Арифметику-политику" и почему?
  12. Каково содержание предисловия "Арифметики-логистики", её основное содержание?
  13. Какие обозначения степени использует автор? Как изучаются действия с одночленами и многочленами?
  14. Какие геометрические и тригонометрические сведения включены в "Арифметику-логистику"?
  15. Каково содержание раздела об уравнениях?
  16. Оцените логическую составляющую учебника: наличие и качество определений и доказательств, обоснованность правил, вид формул.
  17. Какова форма и условная методическая схема изложения материала?
  18. Оцените систему задач и упражнений "Арифметики" Магницкого, роль и характер прикладных, геометрических задач и задач занимательного характера.
  19. Каков гуманитарный потенциал книги, в частности, её эстетические особенности и символическая атрибутика?
  20. Почему необходим был учебник геометрии? Какие учебники геометрии были написаны в петровскую эпоху?
  21. Охарактеризуйте роль Петра I и Я.В. Брюса в их создании.
  22. Каково значение "Приемов циркуля и линейки"? Обоснуйте её успех.
  23. Охарактеризуйте понятия, аксиомы и постулаты "Приемов ...".
  24. Опишите основное содержание "Приемов ...".
  25. Каково назначение "Геометрии практики с фигурами"?
  26. Охарактеризуйте содержание четырех основных разделов книги.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

"Арифметика" Магницкого с etudes.ru

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий 1669-1739. - М.: Просвещение, 1967.

Леонтий Филиппович Магницкий много сделал для математического просвещения в России. По написанной им "Арифметике" обучались многие поколения русских людей. Автор, рассказывая о жизни и деятельности Л.Ф. Магницкого, кратко описывает эпоху, в которой жил и работал замечательный педагог-математик, знакомит читателя с годами его учения и работой в Навигацкой школе. В книге раскрывается содержание "Арифметики" Магницкого, освещается роль, которую сыграла она в развитии математического просвещения в стране.