Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
Семинар 2. Содержание отечественного математического образования XVII в.
Цель: Проанализировать особенности математического образования XVII в., охарактеризовать роль и содержание рукописных учебников арифметики и геометрии; показать, что лучшие образцы рукописных учебников математики XVII в., будучи самобытными, в целом соответствовали европейскому уровню.

План


  1. Сведения о математических рукописях XVI в.
  2. Арифметические рукописные учебники XVII в.
      2.1. Общая характеристика.
      2.2. Нумерация и выполнение действий.
      2.3. Инструментальный счет.
      2.4. Строка тройная.
      2.5. Строка фальшивая.
      2.6. Возможности использования содержания арифметических рукописей XVII в. в современном школьном обучении математике.
  3. Рукописный учебник геометрии Ивана Елизарьева (реферат).



Задания студентам

Общее:
1. Подготовить ответы на вопросы 1, 2.1.-2.5. плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля 1-21.
Индивидуальные:
2. Подготовить к защите реферат на тему "Рукописный учебник геометрии Ивана Елизарьева".
3. Выполнить домашнюю самостоятельную работу (к следующему семинару): разработать развернутый план внеклассного занятия на тему "Старинные задачи из математических рукописей XVII в." (класс, цель, форма проведения, методы и средства обучения, план, содержание).

Вопросы для самоконтроля

  1. Обоснуйте утверждение, что в XVII в. содержание математического образования выходит из стадии латентности. Что остается в латентной стадии?
  2. Математические рукописи какого периода дошли до нас? Что известно о математических рукописях XVI в.?
  3. Как называется единственная сохранившаяся рукопись XVI в.? Каково её содержание?
  4. Элементы каких математических дисциплин представлены в рукописях XVII в.?
  5. Как озаглавлены арифметические рукописи XVII в.? Для кого они предназначены?
  6. Что известно о прототипе арифметических рукописей XVII в.?
  7. Обоснуйте их самобытность.
  8. Охарактеризуйте арифметику как одно из семи "свободных искусств".
  9. Каково содержание введения к арифметическим рукописям XVII в.?
  10. Какова структура основной части этих рукописей?
  11. Какова система счисления арифметических рукописей XVII в.? Охарактеризуйте динамику введения десятичной системы счисления.
  12. Каковы особенности изучения арифметических действий?
  13. Какими вычислительными инструментами пользовались на Руси?
  14. Обоснуйте самобытность русских счетов, опишите устройство их первой модели. Какова их употребительность в XVII в.?
  15. Охарактеризуйте различные классификации задач из арифметических рукописей XVII в.
  16. Охарактеризуйте тройное правило, его математическую сущность, уровень обоснованности, роль в арифметике; приведите формулировку, покажите на примере.
  17. Какова математическая сущность правила ложного положения? Охарактеризуйте его модификации, их роль в решении задач коммерческой арифметики.
  18. Решите задачу про Петра и Ивана современным способом и с помощью правила ложного положения. Сравните эффективность методов. Задача: Два купца Петр и Иван желают приобрести двор ценой 38 рублей. У Петра недостает до этой суммы 2/3 наличных денег Ивана, а у Ивана 3/4 наличности Петра. Какова наличность того и другого?
  19. Охарактеризуйте нестандартные задачи рукописных арифметик XVII в.
  20. Какие геометрические сведения содержались в арифметических рукописях?
  21. Назовите рукописи, основное содержание которых геометрическое, охарактеризуйте их, дайте оценку качества.
  22. История создания и дальнейшая судьба "Синодальной №42".
  23. Охарактеризуйте идеи, изложенные в предисловиях к "Синодальной №42".
  24. Охарактеризуйте содержание каждой из трех частей рукописи. Приведите примеры определений, теорем и построений. Дайте краткий анализ математической терминологии.
  25. Обоснуйте тезис о том, что лучшие образцы отечественной математической литературы XVII и. соответствовали европейскому уровню.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Как учились в Древней Руси


ЧТО ПОЧИТАТЬ