План
- Сведения о математических рукописях XVI в.
- Арифметические рукописные учебники XVII в.
2.1. Общая характеристика.
2.2. Нумерация и выполнение действий.
2.3. Инструментальный счет.
2.4. Строка тройная.
2.5. Строка фальшивая.
2.6. Возможности использования содержания арифметических рукописей XVII в. в современном школьном обучении математике.
- Рукописный учебник геометрии Ивана Елизарьева (реферат).
Задания студентам
Общее:
1. Подготовить ответы на вопросы 1, 2.1.-2.5. плана занятия, ориентируясь на вопросы для самоконтроля 1-21.
Индивидуальные:
2. Подготовить к защите реферат на тему "Рукописный учебник геометрии Ивана Елизарьева".
3. Выполнить домашнюю самостоятельную работу (к следующему семинару): разработать развернутый план внеклассного занятия на тему "Старинные задачи из математических рукописей XVII в." (класс, цель, форма проведения, методы и средства обучения, план, содержание).
Вопросы для самоконтроля
- Обоснуйте утверждение, что в XVII в. содержание математического образования выходит из стадии латентности. Что остается в латентной стадии?
- Математические рукописи какого периода дошли до нас? Что известно о математических рукописях XVI в.?
- Как называется единственная сохранившаяся рукопись XVI в.? Каково её содержание?
- Элементы каких математических дисциплин представлены в рукописях XVII в.?
- Как озаглавлены арифметические рукописи XVII в.? Для кого они предназначены?
- Что известно о прототипе арифметических рукописей XVII в.?
- Обоснуйте их самобытность.
- Охарактеризуйте арифметику как одно из семи "свободных искусств".
- Каково содержание введения к арифметическим рукописям XVII в.?
- Какова структура основной части этих рукописей?
- Какова система счисления арифметических рукописей XVII в.? Охарактеризуйте динамику введения десятичной системы счисления.
- Каковы особенности изучения арифметических действий?
- Какими вычислительными инструментами пользовались на Руси?
- Обоснуйте самобытность русских счетов, опишите устройство их первой модели. Какова их употребительность в XVII в.?
- Охарактеризуйте различные классификации задач из арифметических рукописей XVII в.
- Охарактеризуйте тройное правило, его математическую сущность, уровень обоснованности, роль в арифметике; приведите формулировку, покажите на примере.
- Какова математическая сущность правила ложного положения? Охарактеризуйте его модификации, их роль в решении задач коммерческой арифметики.
- Решите задачу про Петра и Ивана современным способом и с помощью правила ложного положения. Сравните эффективность методов. Задача: Два купца Петр и Иван желают приобрести двор ценой 38 рублей. У Петра недостает до этой суммы 2/3 наличных денег Ивана, а у Ивана 3/4 наличности Петра. Какова наличность того и другого?
- Охарактеризуйте нестандартные задачи рукописных арифметик XVII в.
- Какие геометрические сведения содержались в арифметических рукописях?
- Назовите рукописи, основное содержание которых геометрическое, охарактеризуйте их, дайте оценку качества.
- История создания и дальнейшая судьба "Синодальной №42".
- Охарактеризуйте идеи, изложенные в предисловиях к "Синодальной №42".
- Охарактеризуйте содержание каждой из трех частей рукописи. Приведите примеры определений, теорем и построений. Дайте краткий анализ математической терминологии.
- Обоснуйте тезис о том, что лучшие образцы отечественной математической литературы XVII и. соответствовали европейскому уровню.