Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
5.7. Александр Федорович Малинин (1835-1888)

Александр Федорович Малинин известен методическому сообществу главным образом как автор многочисленных и весьма распространенных учебников по элементарной математике, физике и космографии. По словам известного методиста и автора ряда учебников математики Н.А. Шапошникова, А.Ф. Малинин "обучил в России сотни тысяч учеников, создал сложную элементарно-математическую литературу и вызвал своим примером массу новых деятелей на поприще этой литературы".

А.Ф. Малинин родился в Москве в 1835 г. О родителях его подробных сведений не сохранилось. Известно, что его отец был штатным смотрителем 3-го московского уездного училища, приложив все силы для того, чтобы дать детям хорошее образование.

Первоначальное образование А.Ф. Малинин получил в училище, где работал его отец, среднее - в 1-й московской гимназии, которую окончил в 1850 г. с золотой медалью. Основное внимание в гимназии Малинин уделял математике и древним языкам. Четырнадцатилетним мальчиком он знал почти всю "Одиссею" наизусть, чем, по воспоминаниям современников, привел в удивление министра народного образования, специалиста по древней филологии графа С.Е. Уварова, посетившего гимназию в 1848 г. Тем не менее, под влиянием профессора Московского университета Д.М Перевощикова, неоднократно экзаменовавшего гимназистов 1-й московской гимназии, А.Ф. Малинин в 1850 г. поступает на физико-математический факультет Московского университета. Своими успехами в качестве студента он обратил на себя внимание таких строгих профессоров Московского университета, как Н.Е. Зернов, Н.Д. Брашман.

В 1854 г. Малинин с золотой медалью заканчивает Московский университет и в возрасте 19 лет назначается старшим преподавателем математики в Тверскую гимназию, быстро приобретя, несмотря на свою молодость, авторитет не только в ученической, но и в учительской среде. В 1854 г. он возвращается в Москву преподавателем 4-й гимназии. Прекрасное образование и разноплановые выдающиеся способности помогли А.Ф. Малинину за короткое время приобрести в Москве известность как одного из лучших преподавателей математики и физики. В 4-й гимназии он усилил практические упражнения по математике, составил и издал литографированные "записки" по арифметике и алгебре, устроил хорошо оборудованный кабинет физики. Преподавателем этой гимназии А.Ф. Малинин работал до 1870 г., после чего назначен директором Тульской гимназии, в должности которого показал себя с самой лучшей стороны.

В 1872 г. А.Ф. Малинин получает место директора вновь открытого, совершенного нового по своим идеям учебного заведения - Московского учительского института, предназначавшегося специально для подготовки учителей городских училищ. Это были закрытые учебные заведения с трехгодичным сроком обучения, в которых преподаватели выполняли и функции воспитателей. Воспитанниками учительского института были почти исключительно приезжие из провинции, принятые по предварительному экзамену. При Московском учительском институте функционировали дополнительные курсы для учителей уездных училищ, желавшие получить звание учителя городского училища. Малинин успешно справляется с разнообразными функциями директора такого специфического учебного заведения. Он не только заботится об овладении воспитанниками знаний и умений, но и о развитии в них стремления к самообразованию, сознания значимости будущей учительской деятельности и любви к ней. Под руководством Малинина Московский учительский институт уже в первые годы своего существования стал лучшим учебным заведением такого рода.

Руководя учительским институтом, Малинин много сил и времени отдавал комиссии по устройству публичных чтений при Обществе распространения технических знаний, которая была создана в 1885 г. с целью устраивать в праздничные дни беседы по тем вопросам, которые не входили в программу учебных курсов гимназий. Он был первым председателем этой комиссии и продолжал руководство ею до своей преждевременной смерти.

В памяти потомков остался А.Ф. Малинин прежде всего как автор целой серии замечательных учебников по элементарной математике, известных своими признанными научными и методическими достоинствами: полнотой содержания, ясностью и живостью изложения в соединении с достаточной строгостью. Всего А.Ф. Малинин - один и в соавторстве с К.П. Бурениным - подготовил и опубликовал 15 руководств по всем физико-математическим предметам, изучавшимся в гимназиях. Наиболее распространенными из них являются "Руководство к прямолинейной тригонометрии" (1862), "Руководство арифметики" и "Собрание арифметических задач" (1866, совместно с Бурениным), "Руководство алгебры и собрание алгебраических задач для гимназий" (1870, совместно с Бурениным).


Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. II. Век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед.ун-та, 2005. - С.163-165.


См.подробнее
:

Депман И.Я. История Арифметики. - М.: Просвещение, 1965. С.381.

Прудников В.Е. Александр Федорович Малинин / в книге: Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков.- М.: ГУПИ, 1956. C.575-587.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Судьба математики и математического образования в России

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Прудников В.Е. Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков. -М.: Учпедгиз, 1956.

В книге даются биографические очерки о наиболее видных двадцати восьми русских педагогах-математиках XVIII и XIX веков. Каждому из них посвящается отдельная глава, в которой особенное внимание уделяется анализу педагогических взглядов и деятельности, а также характеристике личности педагога-математика.