Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
5.4. Федор Иванович Буссе (1794 - 1859)

Федор Иванович Буссе родился в Петербурге в семье лютеранского пастора. Окончив гимназию в 1811 г., он поступил в Петербургский педагогический институт, который готовил учителей средних учебных заведений, преимущественно гимназий. Первые два года студенты пединститута слушали одни и те же предметы, в последний же год обучения каждый студент выбирал один из учебных предметов, получая соответствующую специализацию. Ф.И. Буссе выбрал математику.

По окончании института Буссе вместе с другими его выпускниками был отправлен за границу для ознакомления с широко распространившимся к тому времени в Англии так называемым "Белл-Ланкастерской " (чаще просто ланкастерской) системой, иначе называемой "методом взаимного обучения", "изобретенным гг. Ланкастером и Беллем для народных училищ" . Это "система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его руководством вели занятия с остальными учащимися" . Будущий министр народного просвещения С.С. Уваров, занимавший в то время пост попечителя Петербургского учебного округа, хотел "пересадить его на русскую почву" . Он и организовал эту командировку.

По приезде в Лондон Ф.И. Буссе ежедневно посещал центральное училище, в котором преподавание велось по методу Ланкастера, получив в результате специальный диплом в изучении метода взаимного обучения. После этого Буссе посещал занятия в училище доктора Белла, получив и свидетельство, что "так называемый национальный метод обучения был им изучен вполне" . В Швейцарии Ф.И. Буссе посетил институт Песталоцци, в котором в то время активно разрабатывались методы начального обучения.

Возвратясь в Россию в 1819 г., Ф.И. Буссе был назначен учителем математики "Второго разряда Главного педагогического института", в который был переименован к тому времени Петербургский педагогический институт. Главный педагогический институт осуществлял подготовку учителей уездных и приходских училищ, курс обучения составлял 4 года, математике отводилось большое количество недельных уроков. С этого времени началась педагогическая деятельность Ф.И. Буссе, которая длилась непрерывно в течение 40 лет.

В 1823 г. "второго разряда Главный педагогический институт" был преобразован в гимназию, целью которой являлась подготовка учителей начальных школ и подготовка будущих студентов к поступлению в университет. Курс математики был значительно расширен и включал все разделы элементарной математики, а также аналитическую и начертательную геометрии.

В процессе практической педагогической деятельности в гимназии Ф.И. Буссе придерживался собственной методической системы, сущность которой заключалась в следующем:
1. Прежде всего каждый преподаватель математики должен был ставить перед собой "двоякую цель: развитие умственных способностей учащихся и сообщение им надлежащих по этим предметам сведений" . Таким образом, Ф.И. Буссе практически сформулировал принцип сочетания обучения и развития в преподавании математики. Заметим, не противопоставляя их друг другу, как это часто делается сейчас, а считая взаимодополняющими.
2. Он определяет и пути достижения этих целей средствами обучения математике. Например, при изучении арифметики "к достижению первого служило преимущественно изустное вычисление, состоящее не только в приобретении навыка скоро совершать действия над числами в уме, но более в упражнении воспитанников в решении вопросов, коих постепенная трудность, заключающаяся в условиях, сообщает им способность находить впоследствии без помощи преподавателя решение предлагаемых вопросов и делать таким образом предмет для них занимательным".
3. При объяснении правил арифметики Буссе применял катехизисный метод, сущность которого состоит в том, что ученик с помощью вспомогательных вопросов должен был сам сделать соответствующее заключение.
4. Буссе отводил существенную роль наглядности в обучении арифметики. Например, при изучении дробей он широко применял их графические представления.

Во второй половине 20-х гг. Ф.И. Буссе уже пользуется значительным авторитетом. Его привлекают к рецензированию учебников математики, активное участие принимает он и в составлении учебного плана 1828 г. по математике, разработанного в связи с принятием нового устава. Этот учебный план охарактеризован в основном тексте книги.

В 1829 г. в Петербурге вновь открывается Главный педагогической институт, который был закрыт в 1819 г. в связи с учреждением Петербургского университета. Ф.И. Буссе назначается преподавателем математики этого института и утверждается в звании адъюнкта. После назначения в 1832 г. М.В. Остроградского заведующим кафедрой математики Главного педагогического института Буссе становится его помощником в этой должности.

В 1838 г. Ф.И. Буссе назначается директором 3-й петербургской гимназии. Здесь он проявил себя как отличный администратор, очень хороший учитель математики, начитанный и умный педагог, сильно влияющий "в воспитательном отношении на вверенное ему учебное заведение" . Манера его воспитательных воздействий объяснялась мягким характером Буссе и гуманными взглядами на воспитание, что входило в противоречие с официальной системой, основанной на страхе и наказании. Стараясь смягчить атмосферу в гимназии, Буссе особое внимание уделял классным надзирателям. Он старался подбирать на эту должность людей с хорошим образованием, высокими нравственными качествами и практическим опытом педагогической работы. Отчеты Буссе в качестве директора гимназии содержательны, в них дается и оценка "нравственной стороны" деятельности гимназии.

За время своего руководства 3-й петербургской гимназией Буссе поставил преподавание математики в ней на высокий уровень. Сам Федор Иванович был прекрасным гимназическим преподавателем математики, среди его учеников "успевающих по математике было почти вдвое больше, чем по всем другим предметам" . По воспоминаниям одного из его учеников, "весь строй учебной и воспитательной стороны заведения от него зависел и что гувернеры действовали под его влиянием и потому дело шло стройно и хорошо" .

В конце 1845 г. министр народного просвещения С.С. Уваров издает циркуляр "Об ограничении в гимназиях преподавания математики", которым отменялось преподавание в гимназии аналитической и начертательной геометрии. В связи с этим в 1846 г. Ф.И. Буссе составляет новую примерную программу по математике. Эта программа была первой общей для всех русских гимназий программой по математике, "определявшей не только объем этой науки в общих чертах, но и указывавшей, что именно и в какой последовательности должно быть пройдено в каждом классе по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии" . Программа по математике, разработанная Буссе, охарактеризована в основном тексте книги.

С 1850 по 1856 г. Ф.И. Буссе работал в качестве члена (по математическим наукам) ученого комитета министерства народного просвещения. Это был период ломки и перебоев в деятельности комитета . Видимо, поэтому ничего определенного о работе Буссе в комитете нам неизвестно.

Ф.И. Буссе является автором большого количества учебников математики, которые подробно охарактеризованы нами в основном тексте книги. Он был широко образованным человеком, обладавшим обширными познаниями в математике и педагогике, замечательными личностными качествами. Помимо того, он был прекрасным администратором и преподавателем математики, одним из создателей методики преподавания арифметики, автором учебников математики, долгое время пользовавшихся заслуженной популярностью.


Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. II. Век девятнадцатый. Первая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед.ун-та, 2001. - С.161-165.

См.подробнее:

Депман И.Я. История Арифметики. - М.: Просвещение, 1965. С.378-380.

Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. - М.: ГУПИ, 1951.

Прудников В.Е. Федор Иванович Буссе / в книге: Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков.- М.: ГУПИ, 1956. C.399-414.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Судьба математики и математического образования в России

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Прудников В.Е. Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков. -М.: Учпедгиз, 1956.

В книге даются биографические очерки о наиболее видных двадцати восьми русских педагогах-математиках XVIII и XIX веков. Каждому из них посвящается отдельная глава, в которой особенное внимание уделяется анализу педагогических взглядов и деятельности, а также характеристике личности педагога-математика.