Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
5.1.4. Горное училище

Горное училище - одна из самых старинных технических школ. Организация горных, равно как и других профессиональных школ, началась при Петре I, причем основывались они, как правило, в тех городах, где на самом деле ощущалась потребность в соответствующих специалистах. Эти школы долго не просуществовали из-за отсутствия преподавателей, учебников, в том числе специальных и в конечном итоге - малой заинтересованности государства в подготовке горных мастеров и инженеров.

Однако бурно развивавшаяся горная промышленность Урала вновь актуализировала проблему организации специализированного горного училища. В 1761 г. "несколько уральских горнопромышленников во главе с башкиром Измаилом Тасимовым возбудили ходатайство об открытии училища" , предложив свои, как сейчас бы сказали, спонсорские услуги: "Для содержания в оном учащихся, доколе оное училище не уничтожится, они, промышленники, от своих собственных руд уступают из получаемой ими цены с каждого пуда руды по полушке" . Ходатайство горнопромышленников было удовлетворено, и в 1773 г. в Петербурге при Берг-Коллегии учреждено горное училище. Этому событию был посвящен специальный доклад Сената, в котором определялась и номенклатура предметов обучения в горном училище: "К современному же действию и исполнению того, необходимо нужно и совершенное знание потребных к тому сведений и наук: первое - Арифметики трех частей, Геометрии для снятия на поверхности местоположений заводских и их окрестностей, отводу лесов, высоты гор и тому подобное; для рудников Маркшейдерское искусство..., Минералогия..., Химия..., Архитектура и Гидравлика..., Механика, для сооружения и сложения потребных чинов в корпусы, нужные к заводским действиям, в замену человеческого бремени и к скорейшему в деле успеху, Физика ...".

Был определен четырехгодичный курс обучения. Предполагалось некое подобие вступительного экзамена: для поступления в училище требовалось знание основ математики, равно как двух иностранных языков. Исходя из этого, первоначально решено было принимать в горное училище выпускников Московского университета. Но затем, исходя из сложившихся реалий, требования к учащимся были существенно снижены - до знания начал арифметики. Оканчивающие училище молодые люди получали специальность шихтмейстеров XII и XIII класса. Училище оказалось достаточно эффективным: первый выпуск состоялся досрочно уже в 1776 г. Всего до конца XVIII в. было выпущено около 140 чел.

Преподавательский состав горного училища состоял преимущественно из профессоров и адъюнктов С.-Петербургской Академии наук. Так, высшую математику читал член-корреспондент Академии А.М. Вильбрехт; отдельные разделы математики читал академик В.Л.Крафт (сын Г.Ф.Крафта).

Подчеркнем существенное отличие горного училища от других профессионально-технических школ XVIII в.: в нем с самой его организации был преодолен основной дефект образования того времени - отсутствовала многопредметность. Возможно, это объясняется тем, что оно основано позже других учебных заведений такого рода, когда явление многопредметности было уже осознано в качестве негативного, тормозящего развитие образования. Это выгодно отличает его от других аналогичных заведений, равно как и то, что оно не имело функций подготовительной и средней школы. Горное училище в XVIII веке, в сущности, являло собой прообраз того, что мы сейчас называем высшей школой.

Заканчивая характеристику постановки математического образования в профессиональных учебных заведениях XVIII в., отметим значительную роль Академии наук и методической школы Л.Эйлера в прогрессе преподавания математики не только в академической гимназии, но и в профессиональных школах. Выше мы показали значение педагогической деятельности академиков С.-Петербургской Академии наук, принадлежащих к методической школе Эйлера, в Морском и Сухопутном шляхетных кадетских корпусах, равно как и в горном училище. Кроме того, в конце XVIII в. академик С.Гурьев преподавал в кораблестроительном училище; акад. Румовский - в греческой гимназии, которая находилась при Инженерно-артиллерийском кадетском корпусе и создана в связи с турецкими войнами. С другой стороны, в 1755 г. Академия возобновила чтение публичных лекций, в числе слушателей которых находились и воспитанники профессиональных учебных заведений.

Итак, основные образовательные системы, сложившиеся во второй половине XVIII в., не были изолированными, они были жестко связаны прежде всего через представителей методической школы Л.Эйлера. Математическое образование в них по-прежнему носило доминантный характер.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед.ун-та, 1997. - С.215-217.  

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Михайло Ломоносов
Десять новелл из жизни гения

 

Ломоносов - основатель Московского университета