Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
5.1. Математическое образование в профессиональной образовательной системе.
Как мы уже говорили, Петр I и его сподвижники отчетливо осознавали государственную важность профессионального образования, с которого и есть пошло отечественное образование вообще. К сожалению, это осознание было в значительной мере утрачено власть имущими в постпетровский период: "от Екатерины I до Елизаветы, а особенно при Анне Иоанновне, о подготовке новых кадров офицерства, инженеров, моряков, учителей заботились ничтожно мало". Так, если в Морской Академии перед смертью Петра обучалось 394 человека, то в 1725 г. их было лишь 180, в 1731 г. - 140, а в 1745 г. она вместе с Сухаревской (бывшей математико-навигацкой) школой насчитывала всего 102 ученика. Таким образом, профессиональное образование в России в постпетровский период переживало глубокий кризис. Не лучше обстояло дело и с общеобразовательными учебными заведениями. Остатки цифирных школ, как уже говорилось, в 1744 г. были объединены с гарнизонными школами, количество учеников в которых было ничтожным, уровень образования крайне низким.

Дворянство, по-прежнему не заинтересованное в получении систематического образования, добилось освобождения от обязательного обучения: указом от 9 февраля 1737 г. ему было предоставлено право домашнего образования. Более того, обучение своих детей даже вменялось в обязанность дворянина, однако исполнение этой обязанности зависело от многих причин и прежде всего от желания дать полноценное образование и от наличия квалифицированных учителей. Ни того, ни другого у дворянства, как правило, не было, поэтому указ выполнялся чисто формально. Недаром в одной из сатир А.Д.Кантемира невежда-помещик заявлял:

Землю в четверти делить без Евклида смыслим,
Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим.

В 30-е гг. XVIII в. вновь были созданы только 2 типа учебных заведений: Рыцарская академия (1731), которая готовила учащихся не только к военной, но и к гражданской деятельности. Предметы изучались в ней по выбору учащихся, в их число были включены кроме "реальных" юридические и политические науки. И гарнизонные школы (1732), созданные, как уже говорилось, при некоторых гарнизонных полках для солдатских детей 7-15 лет, "дабы впредь польза государству и в рекрутах облегчение были".

В середине XVIII в. начинается некоторый рост профессиональных школ, что выражается в увеличении количества учащихся и в структурной их реорганизации.

1. В 1762 г. Рыцарская академия была преобразована в сугубо военное учебное заведение - Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Контингент его возрастает с 200 человек при его основании до 600-700 к концу века.

2. В 1758 г. два училища - артиллерийское и инженерное были слиты в единый артиллерийский и инженерный шляхетный корпус, штат их учеников возрастает к 1784 г. до 400.

3. Вместо Морской академии и Морской артиллерийской школы в Петербурге и Сухаревской математической школы в Москве в 1752 г. создается Морской шляхетный кадетский корпус. Он располагается в Петербурге и имеет комплект в 360 человек. В первое время он выпускает около 30 специалистов в год, начиная с 1775 г., уже в среднем более 80. К концу века военно-морское образование продолжает специализироваться: в 1798 г. в Петербурге основывается кораблестроительное училище.

4. Существенное развитие казенных и частновладельческих металлургических заводов обостряет потребность в квалифицированных специалистах, поэтому в 1774 г. основывается горное училище с четырехлетним курсом обучения. Число его учащихся достаточно быстро возрастает с 20 до 120, а в 1776 г. при нем открывается подготовительное отделение.

5. Некоторый прогресс наблюдается и в развитии начального образования: с 6 тыс. в 1738 до 12 тыс. в 1797 г. увеличивается число учащихся в гарнизонных школах; в 1762 г. при кадетских корпусах создаются "солдатские роты" и "штурманские школы" для обучения низшим мастерствам и художествам".

Во всех перечисленных профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях преподаванию математики придавалось первостепенное значение. В них работали лучшие для того времени преподаватели математики, преимущественно представители методической школы Л.Эйлера, которые создавали учебную математическую литературу нового поколения.

Заметим, что военное и военно-техническое образование в это время становится строго сословным, дворянским.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед.ун-та, 1997. - С.205-207.  

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Михайло Ломоносов
Десять новелл из жизни гения

 

Ломоносов - основатель Московского университета