Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
7.5. Общие итоги развития математического образования в эпоху Российской империи
Итак, в эпоху Российской империи в нашем Отечестве практически за два века была создана уникальная система математического образования. В этой системе, по нашему мнению, можно выделить следующие специфические особенности.

1. Встроенность отечественного математического образования в европейскую образовательную культуру при сохранении ярко выраженной самобытности.

2. Доминирование государственной системы математического образования над частной и общественной как одно из выражений этой самобытности вследствие традиций государственного патронажа математического образования, заложенных Петром I.

3. Патронат над математическим образованием математики как науки, традиции которого заложены Л. Эйлером и продолжены такими математиками мирового уровня как Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский, П.Л. Чебышев, Д.Д. Мордухай-Болтовской, А.Н. Колмогоров, А.Я. Хинчин и др.

4. Доминирование естественно-математического образования как механизма ускоренного государственного развития, традиции которого заложены Петром I и возрождались в процессе всех сколько-нибудь успешных реформ.

5. Стремление лучших учебных заведений России с доминантным математическим образованием к достижению некоего мирового уровня эталонности.

6. Принятие отечественной школой учебников математики только в том случае, если прогрессистские тенденции (западноевропейские или собственные) сочетаются с отечественными традициями.

7. Встроенность математического образования в культуру России, наиболее ярко проявившаяся в процессе использования интеллектуального потенциала выдающихся педагогов-математиков в других сферах отечественной культуры.

Эта система реставрирована в советский период, когда к высоким качественным параметрам предыдущей эпохи была добавлена количественная составляющая. Достаточно качественное математическое образование в это время получали практически все обучающиеся в средней школе, так как политика государства была направлена на поддержание паритета между гуманитарной и естественно-математической составляющей общего образования. В 40-50-е гг. советская модель классической системы школьного математического образования достигла наиболее оптимального функционирования, о чем говорит хотя бы то, что одной из важнейших причин успехов советской науки и техники (апогей – начало космических проектов) признана советская система образования, в которой ведущие позиции занимала математическая составляющая. Эта модель заимствована некоторыми странами и, как правило, дает хорошие результаты. Так, Южная Корея, которая переняла многие черты отечественной системы математического образования, стала занимать ведущие места в международных математических олимпиадах школьников.

В очень сложный современный период развития (деградации?) отечественного школьного математического образования следует вновь осмыслить позитивные и негативные черты накопленного опыта. Вслед за ректором Московского университета В.А. Садовничим хочется вопросить: «Кого конкретно и по каким причинам не устраивает положение дел в математическом образовании?». В любом случае, несомненно, что при разработке магистральных направлений развития математического образования в XXI в. необходимо учитывать накопленные за три столетия лучшие традиции отечественного математического образования.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. II: век девятнадцатый. Вторая половина. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед.ун-та, 2005. - С.151-153.