Menu Color:
Main Color:
Background Color:
Background Image:
  • background1
  • background2
  • background3
  • background4
  • background5
  • background6
  • background7
  • background8
  • background9
3.3.2. Цифирные и гарнизонные школы, постановка в них математического образования

В 1714 г. специальным указом в губернских городах были учреждены так называемые "цифирные" школы (цифирью в то время называлось то, что мы сейчас считаем элементарной математикой) при архиерейских домах и крупных монастырях. В соответствии с этим указом "наука цифирная" объявляется обязательной. Итак, 1714 г. можно считать годом, начиная с которого математическое образование получило статус обязательного.

Состав учащихся этих школ определялся также указом и предполагался достаточно разнородным: "во всех губерниях, дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей, от 10 до 15 лет, опричь однодворцев, учить цифири и некоторую часть геометрии". Учреждаемым школам велено было отвести помещения в архиерейских домах и монастырях в том числе и для выполнения неких контрольных функций: "Учение полагалось бесплатным, но, по окончании учения, при выдаче свидетельств, учитель имел право брать по рублю за каждого ученика. Без такого свидетельства нельзя было жениться".

Преподавательский состав. Математико-навигацкая школа в определенном плане играла роль учительской семинарии, поскольку ее ученики посылались в качестве учителей в матросские портовые школы. Но более всего математико-навигацкая школа прославилась в истории отечественного школьного математического образования тем, что подготовила первых учителей для цифирных школ. В год перевода ее из Москвы в Петербург царь Петр распорядился разослать в губернии по 2 ученика навигацкой школы, выучивших геометрию и географию, "для науки молодых ребяток из всяких чинов людей".

Заметим, что именно с созданием цифирных школ связана первая фуркация отечественного образования - разделение массового образования в России на 2 типа: духовное образование, история которого началась значительно ранее и которой мы не касаемся, и светское. "Низшая светская школа давала предварительные математические сведения, низшая духовная - познания словесные". Таким образом, начальное духовное образование было во многом гуманитарным, начальное светское образование имело ярко выраженный математический характер, что отразилось даже в названии школ - "цифирные".

Образование в этих школах должно было быть по тем временам достаточно основательным. Это видно, в частности, из инструкции, данной учителю такой школы:
"Ехать тебе в Переяславль Рязанский и по указу Его Императорского Величества 714 и 716 годов учить тебе дьячих, подьяческих, поповых и прочего церковного чину, архиерейского дому и монастырских слуг детей их, по высылке от воеводы, от 10 до 15, а посадских и прочих чинов детей же, которые сами похотят, ... арифметике, а именно, нумерации, аддиции, субстракции, мультипликации, дивизии, тройных правил и тройных детрательных, как без долей, так и с долями и десятичного счету и деления, радиксу квадрата и радиксу куба, а который ученик вышеозначенную науку обучит, тех учить геометрии, а именно: прежде истолкованию геометрии и циркульных приемов, потом тригонометрии плоской, планиметрии и штирометрии".

Эффективность обучения. В 1716 г. было открыто в разных городах России 12 цифирных школ; к ним в 1720-1722 гг. присоединились еще 30. По сведениям, собранным в 1727 г., набрано было в эти школы учеников, охотой и силой, несколько более 2000 чел. Так что о массовости цифирных школ можно говорить с очень большой натяжкой. По сословному составу ученики этих школ распределялись на следующие группы (по данным словаря Брокгауза и Ефрона):
1. Из духовного звания .............................. 931, или 45%.
2. Солдатских детей .................................. 402, или 20%.
3. Приказных .............................................. 374, или 18%.
4. Посадских................................................. 93, или 4,5%.
5. Дворян и детей боярских......................... 53, или 2,5%.

В обществе образовательные реформы встречали прямое противодействие. "Не вели, государь, для означенной науки, во учиненные в Москве школы детей наших брать", - писали жители 3 губернских городов. Необходимости в образовании не испытывало практически ни одно сословие. В 1716 г. от обязательного посещения этих школ были освобождены дети дворян.

В 1720 г. поступила к царю челобитная от посадских людей - каргопольцев, устюжан, вологжан и калужан. Они жаловались, что у них "насильно берут детей, везут в города и держат в тюрьмах за караулом". Дети ничему не учатся и только теряют время. "А дети у нас дома смолоду приучаются сидеть за прилавком и посылаются со старшими по купеческим делам. Если у нас будут забирать детей, то промыслы упадут и в казенных поборах будет остановка". Правительство удовлетворило требования горожан и освободило детей "посадских людей" от обязательного обучения.

Синод потребовал, чтобы дети духовного сословия были возвращены в епархиальные школы, после чего в 14 из 42 действующих цифирных школ учеников совсем не осталось, и их пришлось закрыть. Преподаватели из провинции вернулись в математико-навигацкую школу. В уцелевших школах учились почти исключительно дети приказных.

Таким образом, из более чем 2000 первоначально набранных в цифирные школы учеников в 1727 г. осталось только 500. Приведем данные, которые во многом характеризуют низкую эффективность цифирных школ:
1. Выбыли посадские и духовные ............................... 572 (37%).
2. Бежали, отпущены в дома и не явились.................. 322 (20,8%).
3. Выучено и отпущено................................................. 302 (19,9%).
4. Безграмотных, неспособных и идиотов................... 233 (15%).
5. Взяты в разные должности ......................................... 93 (6%).

Т.е., только 395 чел., или около 20% учащихся, окончили цифирные школы; из них лишь 93 чел. (менее 0,5% всех взятых в обучение) нашли прямое применение полученных знаний - "взяты в разные должности".

Таким образом, эффективность обучения в первых относительно массовых школах России была крайне невысока, уровень математического образования определялся арифметикой и элементами геометрии.

Однако история сохранила примеры и иного рода. Организатором одной их цифирных школ был выдающийся сподвижник Петра I Василий Никитич Татищев, известный в истории отечественного образования как автор знаменитого "Разговора о пользе наук и училищ". В нем он ратует за развитие типографского дела, открытие библиотек, специально выделяет "полезные науки", к которым относит письмо, красноречие, иностранные языки, арифметику, геометрию, землемерие, механику, физику, химию. Татищев становится начальником всех уральских и сибирских заводов, основывает Екатеринбург, в котором в 1720 г. создает цифирную школу (сохранившуюся до наших дней в виде индустриального техникума). В арифметическом отделении этой школы преподавались арифметика, геометрия, логарифмические вычисления, тригонометрия, и "знаменование" (черчение и техническое рисование).

Математическое образование в цифирных школах. Как уже говорилось, в цифирных школах изучались арифметика и геометрия. Сведения о создании для цифирных школ специальных учебников не сохранились. Вполне вероятно, что их просто не было, и единственным источником математических знаний, по всей видимости, служил учитель.

Разделения на классы во многих школах также не было, и нередко один учитель одновременно вел занятия с группой в 20-30 учеников, изучавших совершенно разные предметы. Идеальным в классе считалось такое положение, когда каждый зубрил свою часть предмета вслух, согласованного хора при этом, естественно, не было. Учитель, уверенный, что все заняты делом, мог спокойно отдаться собственным занятиям.

Сохранились сведения об обучении математике в цифирной школе в Переяславле Рязанском в 1727 г. Из 32 учеников 11 проходили нумерацию, 5 - сложение, 1 - вычитание, 3 - умножение, 5 - деление, 3 - тройные правила, 2 - десятичные дроби, 1 - геометрию, 1 - плоскую тригонометрию. Отсутствовали не только доказательства, но и внятные объяснения: учитель лишь формулировал основные определения и правила и разбирал решения типовых задач. Речь о развитии вообще не шла. Ученик должен был знать на память ряд правил и решать задачи, попадающие в сферу их действия. По словам известного историка математики А.П.Юшкевича, "нет нужды критиковать очевидные недостатки таких педагогических приемов".

Следует отметить, что такие же приемы обучения в это время широко практиковались в учебной математической литературе и школе подавляющего большинства развитых европейских стран. Более того, общеобразовательные средние школы Западной Европы, являясь преемниками латинских школ, имели по преимуществу классическое направление и находились под прямым влиянием духовенства, поэтому математика там была не в почете. Так, в знаменитом Итонском колледже (Англия) обязательный курс математики был введен лишь в 1851 г. Известно высказывание проф. Бриля, который утверждает, что в конце XVIII века "... математика в немецких гимназиях была чуждым элементом", ее терпели только в форме числового счета.

Учебные пособия по математике. Как уже говорилось, в историко-математической и историко-педагогической литературе отсутствуют сведения о математических учебных книгах, которые бы использовались в цифирных школах. Так как учителями математики в них были выпускники математико-навигацкой школы, естественно предположить, что они пользовались теми же учебниками, по которым обучались сами, т.е. "Арифметикой" Магницкого, "Приемами циркуля и линейки" Брюса, отбирая из них доступный для начального обучения математике материал.

Сохранились и описаны конспекты по математике той эпохи. По их содержанию можно судить о математических знаниях, фактически сообщавшихся ученикам. Ряд таких конспектов, наиболее ранние из которых относятся к 1703 г., изучил В.В.Бобынин. Все они довольно сходны. А.П.Юшкевич описал один из них, относящийся, по-видимому, к третьему десятилетию XVIII в. Описанный экземпляр представляет собой толстую тетрадь, переплетенную в солидный переплет и снабженную тщательно выполненными чертежами, часть из которых дана на вкладных листах. Математике в ней отведено 145 двойных страниц. В арифметической части, явно составленной по Магницкому, конспект доходит до тройных правил включительно.

Раздел геометрии открывается рассуждениями о практической и теоретической геометрии из "Приемов циркуля и линейки", за которыми следуют определения. Далее приводятся решения важнейших задач на построение и измерение фигур.

Сохранились сведения о рукописных конспектах самого начала "Арифметики" Магницкого, составленных учениками навигацкой школы. Об этом пишет А.П.Юшкевич: "Арифметику" Л.Ф.Магницкого "изучали много и прилежно, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся списки книги". Такие конспекты охватывали обычно не более четырех действий арифметики и вполне могли использоваться в цифирных школах.

Трудности обучения. Как видно из приведенных выше данных, около 15% учащихся бежали из цифирных школ, несмотря на то, что за неявку в школу нередко сажали в тюрьму, на цепь. Причины этого весьма разнообразны и связаны прежде всего с новизной дела школьного образования. Назовем основные из них.

Первая группа причин связана с противодействием общества образовательным реформам. Население, как уже говорилось, неохотно отпускало своих детей в школы, так как это резко меняло старинный жизненный уклад, обычаи, привычки. Школьный режим был чрезвычайно жесток: за плохие успехи и нерадивость следовали телесные наказания. Сохранилось даже такое популярное в школе того времени двустишие:
"Розга ум вострит, память возбуждает
И волю злую к благу прилагает"

Дворяне весьма неохотно обучали своих детей в школе: "русского барича", избалованного с малых лет приставленными к нему крепостными слугами, презиравшего всякий "холопский" труд, имевшего отвращение ко всякой "иноземщине", к числу которой причислялись прежде всего науки, отпугивала и сама школа, и перспектива государственной службы.

Вторая группа причин обусловлена тем, что система обучения в школах только складывалась. Недоставало учебников и других книг, таблиц, инструментов. Учителя, естественно, не имели специальной подготовки для работы в школе. Методика преподавания математики отсутствовала как на теоретическом, так и на практическом уровне. Мало разработана была русская научная, в том числе математическая, терминология, с живой речью еще не слившаяся.

И все же полное или неполное образование в государственных школах петровского времени получили первые сотни и даже тысячи русских людей.

Роль цифирных школ в отечественном математическом образовании. Профессиональная направленность школ в начале XVIII в. обусловила особое внимание к изучению в них математики. Тем более, что все прикладные науки считались, в сущности, ответвлениями прикладной математики, для овладения которой следовало предварительно изучить теоретическую математику. Поэтому первым типом русской школы и были цифирные школы.

Несмотря на их невысокую эффективность, совершенно несомненна роль цифирных школ в распространении математического просвещения в России. Более того, вследствие той конкуренции, которая возникла между цифирными и епархиальными школами, математическое образование проникло и в них: Синод решил ввести преподавание в семинариях "как арифметики, так и нужнейшей части геометрии, дабы они обеих вышеозначенных и церкви и гражданству потребных наук были искусны и тем оба определения, т.е. и прежде состоявшееся о арифметическом и геометрическом учении Его Императорского Величества указы и изложенное потом о свойственной науке синодальное установление исполнили бы".

Таким образом, благодаря цифирным школам математика стала основным предметом во всех типах школ первой четверти XVIII в.

Дальнейшая судьба цифирных школ. Поскольку учителей математики цифирные школы получали из Морской академии, преобразованной из математико-навигацкой школы, они состояли в распоряжении Адмиралтейской коллегии. Адмиралтейство не хотело заниматься не свойственным ему делом и попыталось освободиться от цифирных школ, объединив их с епархиальными и передав в распоряжение Синода. Однако Синод решил, что "передавать ученикам одну арифметику без связи с богословскими науками - дело светское, а не духовное".

Цифирные школы просуществовали до 1744 г., к тому времени из 42 школ, организованных к 1722 г., осталось только 8, 3 самые большие из них были слиты с так называемыми гарнизонными школами, остальные прекратили свое существование.

Гарнизонные школы. Первые гарнизонные школы были основаны Петром I в 1716 г. Они находились при воинских частях и представляли собой низший разряд военных учебных заведений в России для детей солдат. История их существования весьма нестабильна: они то закрывались, то открывались вновь. Так, они были вновь открыты по указу 1732 г. "об учреждении при гарнизонных пехотных полках гарнизонных школ". В 1744 г. цифирные школы, как уже говорилось, были присоединены к гарнизонным школам, просуществовавшим до конца XVIII в. и сослужившим определенную службу русскому просвещению: "еще в первые годы царствования Екатерины II учителей математики можно было достать только из гарнизонных школ". Таким образом, традиции математико-навигацкой школы сохранились и для школ гарнизонных: они также сыграли роль учительских семинарий, причем, как и в предыдущем случае, готовили преимущественно учителей математики. (Здесь уместна литературная реминисценция: в комедии Фонвизина "Недоросль" старый учитель-солдат Митрофанушки носит фамилию Цыфиркин, получив образование именно в гарнизонной школе).

В гарнизонные школы принимались мальчики семилетнего возраста, которых обучали грамоте, арифметике и в зависимости от профиля школы - "артиллерийской и инженерной науке", "солдатской экзерциции", "художествам и мастерствам, кои армии и полкам потребны" (музыке, игре на флейте и барабане), писарскому делу и некоторым ремеслам. Когда воспитанникам исполнялось 15 лет, их зачисляли в армию.

К сожалению, сведений об объеме математических знаний, учебниках математики, методических принципах обучения математике в гарнизонных школах не сохранилось.

Источник: Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. Кн. I: век восемнадцатый. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед.ун-та, 1997. - С.91-98.

 

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Учебники математики XVIII века


Метаморфозы Якова Брюса


"Арифметика" Магницкого с etudes.ru

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Записки Манштейна о России. 1727 - 1744. - СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875. - С.304-309.

Чародей Петра Великого / А.Н. Филимон. - М.: Вече, 2011. - 352 с.
С именем Якова Брюса, замечательного ученого-энциклопедиста, сделавшего многое для отечественного математического образования, связаны различные народные легенды, сформировавшие в сознании людей образ мага и чародея. И хотя эти легенды не подтверждались фактами  биографии и не соответствовали характеру деятельности ученого, их становилось все больше и больше. Исследованию этого феномена и посвящена данная книга.

Печать