Философия математики: актуальные проблемы. Математика и реальность. 2013.
Философия математики: актуальные проблемы. Математика и реальность // Тезисы Третьей всероссийской научной конференции; 27-28 сентября 2013 г. / Редкол.: Бажанов В.А. и др. – Москва: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. – 270 с.
скачать (pdf)
Конференция по философии математики – традиционная встреча специалистов в этой области и смежных с ней областях. В ее работе приняли участие профессиональные математики, преподаватели математики в системе высшего образования, философы, логики, психологи, историки математики. Тезисы в сборнике сгруппированы в разделы, соответствующие секциям конференции. Приоритетная тема конференции 2013 года – «Математика и реальность».
СОДЕРЖАНИЕ
Секция 1. Математика и реальность
Darvas G. Three Generations of Non-Euclidean Geometries in Their Relation to Applications in Physics
Антипенко Л.Г. Сущность математического творчества в свете фундаментальной онтологии Хайдеггера
Арепьев Е.И. Оправдание математического реализма
Барабашев А.Г. Новые горизонты применения математики: альтернативная математизация
Бычков С.Н. Применение математики как философская проблема
Васильев О.С. От топологической хирургии к хирургической топологии и обратно. В поисках методологической коммуникации между математической и клинической хирургией
Вечтомов Е.М. Математическая реальность и действительность
Визгин В.П. «Предустановленная гармония между чистой математикой и физикой»
Владленова И.В. Математический аспект философских проблем космологии
Григорян А.А. О постижимости эффективного применения математики
Гутнер Г.Б. Достоверность постулатов математики и естествознания
Жаров С.Н. Проблема бытия в контексте математического познания
Ивин А.А. Проблема истины в математике
Казарян В.П. Социо-научный характер современной математики
Когаловский С.Р. К вопросу о реальности математики
Крушинский А.А. Композициональность как достаточное условие математизации
Кузнецов В.И. Интерсистемный анализ взаимосвязи математики и физики
Левич А.П. Искусство и метод в моделировании систем: теоретико-категорный взгляд на реальность
Маневич Л.И. О взаимодействии математики и физики: реализованные и упущенные возможности
Матюшкин И.В. Человеческий фактор в математическом моделировании в области наноэлектроники
Минков С.С. Проблемы понятия «высокая вероятность» суждения
Мороз В.В. К вопросу о специфике моделирования в гуманитарной области
Невважай И.Д. Проблема математической реальности в контексте культуры математического мышления
Орлов А.И. О новой парадигме прикладной математики
Перминов В.Я. Системное обоснование опережающего развития математики
Резников В.М. Об адекватности принципа Курно в математике
Родин А.В. Как эффективность математики в двадцатом веке стала «непостижимой»
Сочков А.Л. О двух философских аспектах прикладной математики
Терехович В.Э. «Интегралы по траекториям» как способ объяснения универсальности математики
Цофнас А.Ю. Вопрос о природе числа не имеет значения
Чусов А.В. Об отношениях между математикой и реальностью
Щапова Ю.Л., Гринченко С.Н. Математика и реальность археологической действительности
Секция 2. Основные проблемы и направления философии математики: современное состояние
Бажанов В.А. Идея «третьей линии» в дискуссии реализма и антиреализма
Букин Д.Н. Язык и реальность в математике: к спору «правых» и «левых»
Егорова К.В. Место конструктивного направления на современном этапе развития науки
Калюжный В.Н. О странностях «философии математики» Канта
Кускова С.М. Проблема единственности натурального ряда
Мануйлов В.Т. Конструктивность математического знания в различных концепциях философии математики
Медведева Е.Е. Витгенштейн versus платонизм в математике
Панов С.В., Ивашкин С.Н. А.Бадью: критика аристотелизма, теория множественного, жест числа
Симакин А.Г. Идеальность орудия и рефлексивная природа математики
Сокулер З.А. Интерпретация Витгенштейном теоремы Гёделя и диагональной процедуры Кантора
Суханов К.Н. Бейесионистская математизированная интерпретация процедуры подтверждения
Сычева Л.С. Философия математики на пути от философии к науке
Шапошников В.А. Натурализм и современная философия математики
Яшин Б.Л. Этноматематика и природа базовых понятий математики
Секция 3. Основания математики. Проблема обоснования математики. Математика и логика
Катречко С.Л. Трансцендентальный конструктивизм как программа обоснования математики и как новый тип онтологии
Кузичева З.А. Математика, логика, реальность
Кулик Б.А. Новые свойства логического вывода: оценка неопределенности следствий и индуктивное обобщение
Леоненко Л.Л. «Аналогика» versus логика?
Михайлова Н.В. Проблема обоснования современной математики в контексте новых философско-методологических кризисов
Орлов А.И., Луценко Е.В. О развитии системной нечеткой интервальной математики
Рогожин В.И. Обоснование математики – вечная проблема?
Титов А.В. К проблеме математического моделирования задач прогнозирования и управления развитием объектов большой сложности
Хаханян В.Х. О тезисе Чёрча и принципе униформизации (К заметкам по онтологии математики)
Чагров А.В. Бесконечность, всеведение, теоремы Гёделя о неполноте
Шиян Т.А. Возникновение математики как семиотический процесс: модель предметного замыкания
Секция 4. Взаимосвязь истории математики и философии математики
Баранец Н.Г., Верёвкин А.Б. О судьбе математических конструктивистских школ А.А.Маркова и Э.А.Бишопа
Бойкова Д.В. Из отечественной истории философии математики: В.Ф.Каган об основаниях геометрии
Зайцев Е.А. Квалитативный характер средневековой теории конфигурации качеств
Лютер И.О. Определение прямой линии в средневековой арабской традиции
Султанова Л.Б. Методология неявного знания в контексте реконструкции истории математики
Секция 5. Современные проблемы математического образования
Березин С.А. Зачем учить гуманитариев математике
Дорофеева А.В. Математика на философском факультете
Еровенко В.А. Надо ли студентам-философам изучать идеологию и методологию математики?
Зайцев Е.А. Геометрический образ числа и величины: об учебном пособии по математике для студентов-гуманитариев
Когаловский С.Р. Моделирование в обучении математике
Кондратьева Г.В. К вопросу о строгости курса школьной математики в контексте времени, которое отводится на изучение предмета
Перязев Н.А. О специализации в математическом образовании
Розов Н.Х. Математика для философа: рабочий инструмент профессионала или бесцельная экскурсия в непонятное?
Субботин А.И. Субстанциальная и операциональная реальности в математических преобразованиях (педагогический аспект)